«Украинское кино - жалкое или уже умерла», - вот основная тема, которую обсуждают отечественные кинокритики. Если они, конечно, еще остались. Между тем, украинскому кинематографу есть чем гордиться и есть что демонстрировать миру и Украинской еще и сегодня.
Смотрите также:Автосигнализации в СПб
Главными нынешними «событиями» украинского кинематографа - неспособность выдвинуть хотя бы хотя бы один украинский фильм на конкурсную программу премии «Оскар», потому что украинского кино у нас не снимается, а программа 41 КМКФ «Молодость», в которой почти полностью отсутствует украинская составляющая - ярко демонстрирует то состояние, в котором находится украинский кинематограф. Хотя «государственные чиновники» и обещают выделить деньги на кино, но фактически происходит так, что поддерживаем мы, в основном, российские проекты.
Однако, хотя сейчас национальная киноиндустрия находится в не самом лучшем состоянии, нам есть чем гордиться. В свое время украинские фильмы имели всемирное признание, а украинские режиссеры и актеры получали престижные международные награды. Кроме того, примеры наших ближайших соседей - Польши и России - демонстрируют, что при должном подходе со стороны властей, возрождение кинематографа происходит очень быстро.
Пока же наши чиновники заняты другими вопросами, можно вспомнить чем, все-таки, мы можем гордиться и на что будут равняться будущие гении укранского кино.
Считается, что история украинского синематографа началась в 1893 году, когда главный механик Одесского университета Иосиф Тимченко сконструировал прототип современного киносъемочного аппарата и первый в Украине кинопроектор. Он же и начал первые киносъемки. А в конце В 1893 году в одесской гостинице «Франция» состоялась демонстрация его первых короткометражных лент. 1896 года в Харькове фотограф Альфред Федецкий также снял несколько хроникальных сюжетов, которые были продемонстрированы в Оперном театре. Не отставала от этих городов Российской империи и Западная Украина. В том же 1896 году начались регулярные киносеансы во Львове.
Что касается художественного кино, то первый украинский игровой фильм «Запорожская сечь» был снят 1911 Даниилом Сахненко в Екатеринославе. После этого кинематограф начал активно развиваться, а в лентах были задействованы лучшие тетрального актеры того времени. В то время вышли фильмы «Наталка Полтавка» с участием Марии Заньковецкой, «Москаль-волшебник», «Служанка», «Богдан Хмельницкий». Но звездой того времени несомненно была полтавчанка Вера Холодная, что снялась во многих фильмах Одесской киностудии. Однако, все-таки мировую славу, в начале ХХ в., Украинскому кинематографу принес талант Александра Довженко.
«Звенигора», «Земля» и другие фильмы Александра Довженко.
Александр Довженко является классиком и родоначальником украинского кинематографа. Он является художником мирового масштаба, его творчество повлияла на развитие мирового киноискусства, а на его картинах учатся художники в Американской и других ведущих киноакадемии мира. 1934 на Международном кинофестивале в Венеции режиссер получил приз за свой фильм «Иван».
Сценарий к фильму «Звенигора» был написан генералом армии УНР и повстанческим атаманом Юрием Тютюнником, который снялся в роли самого себя. Фильм-легенда рассказывает о гайдамацкий сокровище и бурные события национально-освободительной войны 1918-1920 гг. После волны репрессий концу 1930 лет, в которой и погиб Тютюнник и многие другие украинских политических диячив, писателей и художников, фильм был запрещен и даже не упоминался в биографии и фильмографии Довженко.
«Колиивщина» и другие фильмы Ивана Кавалеридзе.
Иван Кавалеридзе - выдающийся украинский скульптор, кинорежиссер, драматург. Его знаменитые памятники: княгине Ольге в Киеве, Тарасу Шевченко в Полтаве и Сумах, Богдану Хмельницкому в Чернигове, Артему в Святогорске являются признанными шедеврами монументального искусства.
Однако мало кто знает, что огромный задел его художественных фильмов составляет около 20 кинолент, в создании которых он принимал непосредственное участие. Неоднократно советская власть обвиняла режиссера в «националистическом уклоне».
«Колиивщина» - не первый фильм И. Кавалеридзе, но именно эта лента принесла ему славу великого режиссера.
Как кинорежиссер он поставил «Перекоп», «Колиивщина», «Прометей», «Григорий Сковорода», «Проститутка» (по произведению Панаса Мирного) и другие. А его фильмы-оперы «Наталка Полтавка» (1936) и «Запорожец за Дунаем» (1937), в которых главные роли исполняли известные М. Литвиненко-Вольгемут и И. Паторжинский, и по сей день являются лучшими киноэкранизации произведений И. Котляревского и С. Гулака-Артемовского.
Отдельно следует упомянуть о ленте «Ливень» или «Офорты к истории Гайдаматчины». Эта историческая фильм-драма 1929 выпуска был снят по мотивам поэмы Т. Шевченко Гайдамаки. В фильме художник разработал и применил уникальную изобразительную систему - синтез скульптуры и кинематографии, формообразующим элементом которой было светло. Однако, по «невыясненных обстановку», фильм потерялся в советских спецхранах и до наших дней не сохранился.
«Сон» (1964 г.) - Фильм режиссера Владимира Денисенко.
Считается одним из лучших советских фильмов эпохи «хрущевской оттепели». Вообще, все творчество этого режиссера была бескомпромиссной, остросоциальные, освещала актуальные проблемы современности и правдиво отражала исторические события прошлого. По другую свою работу - фильм «Жнецы» В. Денисенко получил Государственную премии им. Т. Шевченко и главные награды на кинофестивалях в Ашхабаде и Ворошиловоград.
Фильм «Сон» получил известность также благодаря гениальной игре молодого Ивана Миколайчука. Смелое трактовки образа Тараса Шевченко сделало фильм событием в художественной жизни СССР, а фигура Шевченко (как и Миколайчука), стала олицетворением неповиновения, бунта против государственной системы, которая угнетала и уничтожала Личность, было актуально в эпоху позднего брежневские «застоя». И так остается актуальным и сегодня.
«Каменный крест», «Захар Беркут» и другие фильмы Леонида Осыки.
Лауреата Национальной премии им. Т. Шевченко, Государственной премии им. А. Довженко, главного режиссера более 10 фильмов Леонида Осыка называют одним из лучших представителей т.н. «Поэтического кино».
Обладатели нескольких кинонаград ленты «Каменный крест» (1968) и «Захар Беркут» (1972), снятые по произведениям украинских классиков Василия Стефаника и Ивана Франко, сразу становятся популярными не только в Украине, но и по всему Советскому Союзу. Великолепная режиссура, гениальная игра актеров (И. Миколайчук, Д. Ильченко, Б. Брондуков, К. Степанков) делают эти фильмы интересны и для современного зрителя.
Заслуживает внимания и последние фильм Л. Осыки «Гетманские клейноды», снятый 1993 года под повестью Богдана Лепкого «Крутиж». Действие исторической драмы происходит в 1659 году во время борьбы за власть и гетманскую булаву (а также и за независимость Украины), которая началась после смерти Богдана Хмельницкого.
«Назар Стодоля», «Лесная песня» и другие фильмы Виктора Ивченко.
Режиссер Львовского театра имени Заньковецкой (1937-1953) и режиссер Киевской киностудии им. А. Довженко (1953-1972) снял 14 полнометражных художественных картин.
Напоены народным духом и величественным украинским словом ленты «Назар Стодоля» и «Лесная песня» стоят того, чтобы их смотреть и пересматривать.
Нельзя также не упомянуть о двухсерийный фильм «Чрезвычайное происшествие» - психологический шпионский «экшн», награжден премией на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве, драму «Иванна» (премия на III Всесоюзном кинофестивале в Минске) и экранизацию за одноименной повести А. Толстого «гадюка », за которую режиссер получил Государственную премию им. Т. Шевченко.
«Иду к тебе» (1971 г.) - Фильм режиссера Николая Мащенко.
По советской власти М. Мащенко называли «певцом романтики революции» и художником «определенной гражданской позиции», но сейчас ему свойственна чрезмерная поощрения политики властей. Но факты остаются фактами: его фильм «Комиссары» получил большую популярность не только в СССР, но и был представлен на МКФ «Новое в языке кино» в Италии, а на его «Как ґартувалась сталь» воспитывались целые поколения.
За фильм «Путь к Софии» он получил ряд государственных наград Болгарии, а за фильм «Овод» - орден Командора от Президента Италии и Государственной премии им. Т. Шевченко.
Фильм «Иду к тебе» рассказывает о трагической любви и раскрывает многогранную фигуру украинской поэтессы Леси Украинский. В фильме раскрыты не только лирические переживания поэтессы, но и ее большая любовь к Украине, к родному языку, что является «душой народа».
Последний фильм художника, снятый в 2008 году, это известная историческая эпопея «Богдан-Зиновий Хмельницкий».
«Подсолнухи» («I girasoli») - фильм режиссера Витторио де Сика.
Советско-итальянский фильм, в котором главные роли сыграли Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, хотя и не имеет непосредственного отношения к украинской кинематографа, но тесно связан с Украиной.
Фабула фильма: во время Второй мировой войны итальянка Джованна встречает солдата Антонио, которого должны отправить на фронт в Африку. Молодые люди влюбляются друг в друга и женятся. Однако, после короткого отпуска Антонио попадает не в Африку, а на Восточный фронт, где исчезает бесследно. Джованна не может забыть свою любовь и через 15 лет после окончания войны отправляется в СССР на его поиски ...
Драматический фильм известного итальянского кинорежиссера является безусловно жемчужиной мирового кинематографа. Главные события фильма происходят на территории СССР, в том числе и в Украине. Главные кульминационные сцены ленты сняты на Полтавщине. Кроме того, именно полтавские поля и побудили Витторио Де Сика поменять рабочее название киноленты на «Подсолнухи».
«Тени забытых предков», «Украинская рапсодия» и другие фильмы Сергея Параджанова.
С. Параджанов - это художник, событие, эпоха .. 2004 ЮНЕСКО провозгласил даже международным годом Сергея Параджанова! (к 80-летию со дня рождения).
При украинском периода творчества Параджанов снял такие шедевры, как "Наталия Ужвий", "Золотые руки", "Мысль" (все - 1957), "Украинская рапсодия" (1961) "Цветок на камне" (1962), «Киевские фрески» (1966).
Но наибольшего международного признания принес режиссеру фильм по повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков», который получил 39 международных наград и 28 призов накинофестивалях (из них - 24 гран-при) в двадцать одной стране мира.
«Вавилон ХХ», «Такая поздняя, такая теплая осень» - фильмы режиссера Ивана Миколайчука.
Без выдающегося, гениального актера, сценариста, режиссера Ивана Миколайчука не обошелся ни один знаковый украинский фильм 1960-1980 гг. Однако, как режиссеру, ему позволили снять только две картины.
«Вавилон ХХ» и «Такая поздняя, такая теплая осень» является совершенно непохожими, более того - совершенно противоположными по характеру. Динамический, наполненный фантастическими образами и аллегориями «Вавилон ХХ» является трагифарсом, который еще называют кинематографическим «народным барокко». Фильм получил гран-при фестиваля «Молодость» и приз МКФ в Душанбе.
Спокойная и романтическая лента «Такая поздняя, такая теплая осень» рассказывает о позднем, искреннее, печальное любовь, и полита живописной карпатской природой и лирическими песнями трио Маренич.
«Пропавшая грамота», «Аннушка» и другие фильмы Бориса Ивченко.
Фильм «Пропавшая грамота» называют едва ли не лучшим описанием украинского психологического архетипа в кинематографе. Как отмечают мистецвознавци: «Непобедимый жизнеутверждающий дух, имеющийся во всех карнавальных формах и символах, ощущение мощной единства народа, полного природной силы и воли к жизни, ощущение непрерывного временного течения и вечного обновления мира, в котором еще не сказано последнее слово, - все это утверждает Украинская как нацию, дает надежду на лучшее будущее ».
Совершенная работа сценариста Ивана Драча, режиссера Бориса Ивченко, звездного состава актеров во главе с Иваном Миколайчуком создали настоящий шедевр украинского кинематографа, что актуально во все времена.
Стоит также посмотреть драматические ленты режиссера Б. Ивченко о Его величество Любовь: «Аннушка» (Приз «Золотая Башня Байона» II Международного кинофестиваля в Камбодже и приз международного конкурса в Киеве), «Олеся» (фильм снят по произведению А. Куприна), «Марина». Последним фильмом художника стал фильм 1990 года «Небылицы про Ивана», снятый по сценарию И. Миколайчука.
«Последний бункер», «Казненные рассветы» и другие фильмы посвященные борьбе ОУН-УПА.
Фильм режиссера Вадима Ильенко «Последний бункер» (1991г.) Стал последним советским и первым украинским фильмом, который посвящен событиям, которые происходили в Западной Украине в конце 1940 - начале 1950-х годов. Эта экранизация повести русского писателя-диссидента Л. Бородина "Перед судом", рассказывающий о борьбе отрядов ОУН-УПА с спецподразделениями НКВД.
«Карпатское золото» - другой фильм снят 1991 и посвященный трагическим событиям в Галичине в конце Второй мировой войны. Режиссер и сценарист Виктор Живолуб на грани распада СССР и начала национального возрождения снял интересный и неупередженний фильм, в котором противодействуют друг другу немецкие и советские диверсионные отряды и бойцы Украинской повстанческой армии.
«Вишневые ночи» - фильм режиссера Аркадия Микульского, снятый по одноименной повести Бориса Харчука. Рассказывает о любви лейтенанта НКВД и связной УПА - аналоги Ромео и Джульетты середины ХХ в.
«Казненные рассветы» - фильм режиссера Григория Кохана о сопротивлении воинов УПА советским репрессиям и вывозу населения в Сибирь.
«Непокоренный», «Железная сотня», «Владыка Андрей» и другие фильмы Олеся Янчука
Один из самых активных современных украинских режиссеров 1991 снял фильм «Голод-33» (за который получил 1-й приз Международного кинофестиваля кинематографического наследия во Франции) и одним из первых так громко заявил об этом трагедии украинского народа. Далее были «Атентат - Осеннее убийство в Мюнхене» - фильм об убийстве Степана Бандеры агентом НКВД, «Непокоренный» - о героической борьбе генерала Романа Шухевича, «Железная сотня» - об историческом рейд подразделений УПА на польско-советской границе после окончания Второй мировой и фильм о митрополита Андрея Шептицкого.
Каждый фильм был событием отечественного кинематографа и вызвал как захват украинского глядя, так и агрессивную критику со стороны неоимперских российских кругов.
|